В нынешних стандартах образования и обучения детей есть обязательный этап урока под названием "рефлексия" (и многие говорят рефлексИя, бесит-бесит-бесит). Это должно быть ближе к концу, когда ученик сам себе отвечает на вопросы, чему он научился, что было нового, что сложного, и как он сегодня работал.
Это хороший этап, и он мне нравится, и дети, кстати, с радостью об этом говорят.

В жизни бы он тоже не помешал - на постоянной основе, вечером, отвечать себе на такие вопросы. Мне кажется, тогда и день не будет ощущаться как пустой, вспомнишь, что в нём было хорошего или нового, и самосознание будет на уровне. Потому что иногда люди делают гадости просто чтобы сделать гадость.

Я как-то после сильной ссоры на вопрос Серёжки: "Зачем ты это сказала?" чётко ответила: "Потому что хотела тебя обидеть". И, хотя он удивился, что я так спокойно об этом говорю, мне нравится идея осознавать причины своих поступков. У меня это получается так, что я себя чем больше понимаю, тем больше люблю, а это, как ни крути, довольно удобно)